Как предприниматель из Петербурга совершил маленькую технологическую революцию в автообразовании, создав самую продвинутую сеть автошкол в России, почему он решил сделать компанию публичной и как в перспективе собирается вывести ее на IPO.
Питерская компания «Светофор Групп» начала сбор заявок на первичное размещение биржевых облигаций объемом 50 млн руб. По мнению экспертов рынка высокодоходных облигаций, выпуск обещает стать одним из самых интересных в секторе high yield в 2018 году. Рассказываем о том, как предприниматель из Петербурга совершил маленькую технологическую революцию в автообразовании, создав самую продвинутую сеть автошкол в России, почему он решил сделать компанию публичной и как в перспективе собирается вывести ее на IPO. 

Зеленый свет

Первая частная автошкола появилась в Петербурге в 1989 году — это был кооператив «Светофор». Открыл его Виктор Догаев. «В то время в Петербурге вождению обучали только подразделения ДОСААФ и автошколы Всероссийского общества автомобилистов (ВОА). Отец стал первым, кто зарегистрировал кооператив и открыл именно частную автошколу, — рассказывает Артем Догаев. — Сам я начал подключаться к бизнес-процессу, когда еще учился на первом курсе вуза. Отец дал мне зеленый свет, делегировав часть полномочий, и я занялся масштабированием бизнеса, параллельно со строительством сети в Петербурге мы стали развивать филиальную сеть в Ленобласти. Потом открыли несколько школ в других регионах, протестировав бизнес-модель». 

В результате в 2010 году Артем Догаев окончательно встал у руля группы компаний — с этого момента начался новый этап бизнеса.

 

Рынок автообразования в России

В конце 2017 года в России работало 6,8 тыс. автошкол, включая частные школы, подразделения ДОСААФ, автошколы Всероссийского общества автомобилистов (ВОА). Это почти в два раза меньше, чем было еще в 2014 году. «Рынок автообразования сильно сжался после реформы 2014 года, — рассказывает Артем Догаев. — Тогда школы обязали выполнять новые требования к материально-технической базе (инвентарю, учебным помещениям, площадкам). К примеру, по новым правилам каждая школа должна была теперь иметь площадку для автодрома площадью как минимум 0,24 га. Для многих игроков эти нововведения оказались слишком затратными, в результате они вынужден были уйти с рынка». 

За три года после реформы сократилось и количество обучающихся — с 2,46 млн человек в 2014 году до 1,33 млн человек в 2017 году. Падение рыночного спроса на услуги по обучению вождению связано с демографической «ямой» конца 1990-х годов, считает Догаев. Но 2018 году рынок начал снова расти благодаря повышению спроса на услуги автошкол со стороны молодежи, родившейся в 2000-е годы.

Уход в онлайн

Пока конкуренты спасали бизнес от последствий реформы, Догаев придумал, как занять новую перспективную нишу на рынке автообразования, решив инвестировать в инновационную IT-платформу и запустить дистанционное обучение для слушателей автошколы. «В 2014 году полноценного дистанционного обучения никто из автошкол на рынке не предлагал. Можно было учиться удаленно, но по сути это была самоподготовка для слушателей: классического онлайн-обучения, когда вы слушаете лекцию преподавателя в реальном времени, можете задавать ему вопросы и решать задачи, на рынке автообразования не было. Мы первыми предложили слушателям именно такое классическое онлайн-обучение, — говорит Артем Догаев. — Тогда же появились интересные идеи, каким образом можно использовать определенные психофизиологические характеристики пользователей, для того чтобы выстраивать для них индивидуальную траекторию обучения. Согласно исследованию Агентства стратегических инициатив, к 2022 году должны появиться образовательные технологии персонализированного обучения, которые будут учитывать индивидуальные психофизиологические особенности людей и под них подстраивать учебный процесс. Мы придумали, как реализовать это в системе автообразования». 

В процессе обучения оценивается множество поведенческих характеристик ученика: концентрация внимания, частота обращения к подсказкам, колебания в выборе ответов. Таким образом программа выявляет ваши индивидуальные поведенческие особенности, например, вашу склонность к риску. 

«Мы можем анализировать, какие материалы влияют на вас лучше всего: видео, текст или аудио. Кроме того, прямо в процессе лекции система предлагает вам интерактивные задачи. — объясняет Догаев. — В зависимости от вашего выбора программа будет формировать для вас дополнительные задания, тем самым корректируя ваше отношение к той или иной теме. Например, если у вас в принципе высокая склонность к риску, значит вы более подвержены случаям попадания в ДТП, превышению скорости, проезду на красный свет и так далее. Наша задача — в процессе обучения свести вашу склонность к риску к минимуму или к нормальным показателям, тем самым минимизировав для вас вероятность попадания в ДТП в будущем». 

Платформа дистанционного обучения была запущена в 2015 году. Руководил командой разработчиков бывший одноклассник Артема Догаева — Михаил Козьяков, у которого за плечами больше 10-ти лет опыта в сфере разработки и внедрения программного обеспечения. Методику оценки психофизиологических особенностей слушателей помогал разрабатывать руководитель кафедры психофизиологии СПбГУ. 

В разработку платформы дистанционного обучения уже вложено более 100 млн руб.

Проект позволил «Светофор Групп» получить статус резидента «Сколково». Группа независимых экспертов оценивала его по целому списку критериев: уровень компетентности команды, потенциальные конкурентные преимущества перед мировыми аналогами, обладает ли продукт существенным потенциалом коммерциализации на российском и мировом рынке, является ли проект теоретически реализуемым и так далее. 

Участие в проекте «Сколково» дает целый ряд преимуществ начинающим компаниям, а том числе налоговые льготы. Например, участники проекта освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и уплаты налога на прибыль, если годовой объем выручки не превысил 1 млрд руб. 

Сейчас в разработку платформы уже вложено более 100 млн руб. Следующий этап — полноценная доработка продукта и запуск мобильного приложения. «Сегодня одними из самых активных потребителей на рынке являются представители поколения миллениалов — людей, рожденных в промежуток с середины 90-х по 2000-е годы. Это цифровое поколение, которое активно интересуется наукой и технологиями, для них характерна другая система потребления: они привыкли получать все услуги через смартфон. Мы к этим вызовам готовы», — уверен Догаев.

Мобильное приложение даст возможность комфортно проводить слушателя через весь процесс обучения, удаленно контролировать результаты практических занятий и экзаменов. Сейчас такими возможностями не обладает ни одна автошкола в России.

 
Рисунок_1_светофор.png
Доля обучающихся онлайн вырастет примерно до 75% к 2022-2023 гг.

В настоящее время порядка 30-40% слушателей обучаются в «Светофоре» онлайн. В Питере приверженцев «цифры» больше — около 40%. В регионах, напротив слушатели пока больше отдают предпочтение традиционным формам обучения. Там на онлайн-обучении находятся около 30% учеников школы. «Года через три мы увидим достаточно серьезный скачок в онлайн-образовании. Доля онлайна вырастет примерно до 75% к 2022-2023 гг.», — прогнозирует владелец «Светофор Групп».

 

Планы развития

Сейчас у «Светофора» работает 55 учебных классов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Москве, Подольске, Нижнем Новгороде, Курске и Челябинске. В ближайший год Догаев рассчитывает серьезно нарастить присутствие компании — в первую очередь в Санкт-Петербурге. «Да, это очень конкурентный рынок, — соглашается владелец „Светофора“ — Но в Питере „Светофор“ — очень узнаваемый бренд. Нам есть куда расти. Это наш основной город присутствия, мы планируем серьезно нарастить долю рынка здесь, довести количество представительств школы в Петербурге до 100. Для нас это отработанный бизнес-процесс, мы знаем, как этот бизнес масштабировать». 

В целом с учетом регионов сеть школ «Светофор» в России вырастет в два раза.

B2B-стратегия

 

Рост собственной сети — не единственная приоритетная задача, считает Догаев. Не менее амбициозные планы связаны с реализацией B2B-стратегии. 

«Многие школы уже сегодня хотели бы внедрять онлайн-обучение, это снижает издержки бизнеса, позволяет расширить круг потенциальных слушателей. Но у них нет технологии, а у нас есть. Поэтому одна из основных задач на ближайший год — серьезные инвестиции в доработку системы дистанционного обучения. Это позволит предлагать другим компаниям доступ к платформе дистанционного обучения как самостоятельный продукт. При этом мы можем не только дать доступ к ПО партнерам в регионах, но и помогать продавать обучение дистанционно. Мы понимаем, как находить клиентов, мы знаем, сколько стоит каждый клиент. Многие небольшие компании в регионах не имеют бюджета и ресурсов, чтобы самостоятельно проводить такой анализ, мы можем помогать им это делать, заключив с ними договора на лидогенерацию. То есть предлагать им не только систему обучения, но и готовые лиды. 

 

 

svetofor_in.png

 

В будущем «Светофор» сможет продавать доступ к платформе не только автошколам, но и крупным агрегаторам такси, компаниям-операторам грузоперевозок

 

Владелец «Светофор Групп» убежден, что региональное партнерство даст группе компаний очень мощный толчок в развитии. «Плюс в том, что система начинает работать сразу: мы имеем рабочую среду, заключаем договор с партнерами, предлагаем им ПО, даем рекомендации по его настройке и продвижению». 

В будущем «Светофор» сможет продавать доступ к платформе не только автошколам, но и крупным агрегаторам такси, компаниям-операторам грузоперевозок, которым нужны работающие инструменты тестирования водителей. «Тесты на знания правил ПДД ничего не скажут вам о водителе. Анализ его психофизиологических характеристик в процессе обучения дает совсем другие результаты».

Франшиза

В следующем году компания планирует протестировать еще и возможность работы по франчайзингу. «Мы уже сейчас можем предлагать свой бренд, свои технологии, а партнер на месте будет открывать школу и платить нам определенную форму роялти, стоимость франшизы составит от 250 тыс. руб. — говорит Артем Догаев. — Обучать потенциальных партнеров мы можем онлайн. Это снижает издержки для всех. Так мы можем достаточно быстро научить их, как с прибылью вести этот бизнес». 

Столичный рынок

Догаев признается, что не раз думал об экспансии и в Москву и даже получал предложения о покупке действующих компаний на столичном рынке. А несколько лет назад Агентство инноваций города Москвы пригласило его принять участие в сессии, посвященной образованию. Так родилась идея обучать вождению старшеклассников, используя возможности образовательной онлайн-платформы: школьники проходят дистанционное обучение, сдают экзамен, а водительское удостоверение получают по достижении 18-летнего возраста. Проект уже был одобрен городскими заказчиками. 

 

«Это огромный рынок, и мы получаем его потребителей еще до того, как они официально пришли на него, то есть до того, как им исполнилось 18 лет. Как только у нас будет полностью готовый продукт, мы сможем предложить его Департаменту образования города Москвы и дальше выбирать партнеров среди московских сетей автошкол: у местных игроков есть ресурсы и материально-техническая база, для того чтобы организовать процесс обучения на местах, а у нас есть продукт, который можно внедрять в процесс обучения, делая его более технологичным и эффективным».

 

 

Публичная история

До сих пор «Светофор Групп» полностью финансировала развитие за счет собственной прибыли. Но пришло время сделать компанию публичной, уверен Артем Догаев. «Мы хотели провести IPO еще год назад, — рассказывает он. — Но решили отложить эти планы и начать формировать публичную кредитную историю с облигационного рынка. Это идеальный мостик для компании малой капитализации. Размещение облигаций позволит познакомить инвесторов с бизнесом группы, создать положительную публичную историю. Для нас это возможность заявить о себе, научиться правильно формировать и публиковать и отчетность, выработать четкую платежную дисциплину. К тому же рынок облигаций предлагает более гибкие условия, нежели рынок банковского кредитования, например. Рентабельность по EBITDAМы вполне способны переварить ставку на уровне 17-18% годовых». 

Выпуск облигаций «Светофор Групп» — первое публичное размещение компании из числа резидентов «Сколково»

Сейчас «Светофор» собирает заявки инвесторов на размещение дебютного выпуска двухлетних биржевых облигаций объемом 50 млн руб. с годовой офертой. Около 40 млн руб. из привлеченных средств компания планирует направить на разработки в области IT и еще 10 млн руб. будет вложено в маркетинг. Развитие филиальной сети будет финансироваться за счет предусмотренных на эти цели собственных средств. 

 

«Это будет первое публичное размещение компании из числа резидентов «Сколково», — говорит Артем Догаев. — До этого никто из резидентов не размещал акции или облигации, такие компании традиционно используют венчурное финансирование. 

От идеи провести IPO «Светофор» тоже не отказывается. По словам предпринимателя, в следующем году компания рассчитывает осуществить заявленные планы по расширению собственной сети и запуску проекта в сфере B2B, оценить денежный поток от этих направлений, провести оценку компании и предложить инвесторам до 25% акций в рамках публичного размещения в секторе рынка инноваций и инвестиций Московской Биржи».

 

 
Таблица1_светофор.png

 

Международная экспансия

Один из наиболее интересных рынков для международной экспансии «Светофор Групп» — Китай. «На китайском рынке работает самая крупная сеть автошкол в мире — Pioneer Driving School. Ее акции котируются на Шанхайской фондовой бирже. Сейчас эта сеть предлагает преимущественно классическое аудиторное обучение, в перспективе китайцам могут быть интересны наши технологии дистанционного обучения, которые учитывают психофизиологические особенности слушателей. У них есть интерес, теперь эстафетная палочка у нас в руках — наша задача предложить им достойный продукт. - говорит Артем Догаев.  

— Еще одно перспективное направление для расширения географии бизнеса в будущем — Объединенные Арабские Эмираты, где учится и работает много экспатов. В этой стране действует балльная система при нарушении правил дорожного движения. За систематическое нарушение ПДД права могут изъять. Чтобы получить их снова, нужно пройти определенное тестирование. С использованием нашей платформы это можно будет делать в том числе дистанционно с контролем психофизиологических параметров».

 

Будущее бизнеса

Вопрос о том, что будет с автошколами в будущем, когда рынок завоюют беспилотные автомобили, оборудованных системой автоматического управления без участия человека, Артем Догаев встречает с улыбкой: «Конечно, это может произойдет, но лет через 20-30, когда появится определенная инфраструктура. Да, мир изменится и изменятся автомобили, но, поверьте, водительские удостоверения останутся, а значит наш бизнес будет жить и расти. Кроме того, IT-платформу, которую мы разрабатываем, можно будет применять не только для обучения водителей, но и транслировать на образовательные программы в смежных сферах. Вот за этим и есть будущее».

 

Журнал Yango.Pro https://yango.pro/blog/artem-dagoev-prishlo-vremya-stat-publichnoy-kompaniey/